Девиантное поведение подростка

С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учеников с поведением, отличным от нормы, девиантным. Вообще, слово «девиантный» (deviatio) с латинского переводиться, как отклонение. На сегодняшний день отклоняющееся поведение является не до конца изученной и понятой областью. Девиантное поведение в школе, и не только, требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Дети с ненормальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где нет второго родителя или эта социальная ячейка признана неблагополучной, нуждаются в специальной помощи для координации поведения, т. к. ни физически, ни психологически самостоятельно справиться не могут. Разберем основные факторы странного поведения, отличного от норм общества:

Генетические — некие наследственные отклонения, которые приводят к социальной  неадаптации. К ним можно отнести умственные способности ребенка, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, зрения и слуха, и т. д. Психофизиологические — в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов проявляются различные аллергические и токсические заболевания. Физиологические — внешние дефекты (уродливость) , которые приводят к отрицательному восприятию данной личности сверстниками. Психологические факторы, к которым относятся психопатия, нервно-психические заболевания, пограничное состояние. Подростки с явно выраженными психическими отклонениями нуждаются в врачебной помощи. Подростки, по своей сути, крайне уязвимы и обидчивы, поэтому ребенок, которому не хватает родительской заботы и тепла, выбирает для себя защитную реакцию отчуждения (замкнутость, необщительность, холодность, пренебрежительность, эмоциональная нестабильность, и т. д. ) .

 Последняя технология в общеобразовательных рамках не используется. При общении с проблемным ребенком нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Предъявляйте ребенку требования по его возможностям; Принимайте его со всеми минусами и плюсами;

Выделяйте значимость ребенка в выполняемой задаче путем приобщения в совместную деятельность;

Не обращайте внимание других на мелкие проявления агрессии со стороны ребенка. Запомните, побороть проблемы поведения в школе у ребенка можно только терпением, объяснением и поощрением (почаще искренне хвалите своего воспитанника, тогда он будет стараться для того, чтобы очередной раз похвалили) . В случае, если проблемы с поведением возникли у ученика из-за различного рода страхов: Не стоит пытаться насильно изменить его, лучше дать возможность измениться постепенно самом;

Следует уделять больше времени и внимания такому ребенку;

Относитесь к его страхам (даже если они кажутся необоснованными и смешными) с пониманием, и уж тем более, не стоит смеяться над . Вместо того, чтобы упрекать ребенка во лжи, постарайтесь деликатно выяснить причину. Если удалось выяснить причину того, почему ребенок солгал, логичнее всего попытаться разрешить проблему для того, чтобы вызвать в дальнейшем его доверие. Однако здесь надо быть осторожным, ведь сообразительный ученик может углядеть в этом возможность всегда «сбрасывать» свои проблемы и не пытаться самому предпринимать какие-либо действия; В случае, если ребенок самостоятельно признался, что соврал, нет необходимости его наказывать. Он и сам может дать оценку своим действиям. Можно выделить две классификации девиантного поведения: «Докриминогенный уровень» — это мелкие хулиганства и пакости, аморальное поведение, употребление алкогольных напитков, но ничего такого, что могло бы представлять серьезную опасность обществу. «Криминогенный уровень» — это уже серьезные проступки, которые могут проявляться в преступном поведении и несут уголовную ответственность.  
Задача нашего общества и, в частности, общеобразовательных учреждений — не допустить превращение просто трудного подростка в преступника. Для этого школьному психологу, совместно с поддержкой других учителей, стоит позаботиться о психологическом просвещении подростков и их родителей. Эффективными являются следующие формы работ: тренинги, семинары и диспуты. Информирование родителей в школе на общих собраниях, круглые столы и, конечно же, индивидуальное консультирование по определённой проблеме. Если родители и учителя в школе будут знать, как себя вести в такой ситуации, то проблем с девиантным поведением ребенка практически не будет. Такие дети со временем привыкнут к нормам общества.