Директор

Скачать (TIFF, 2.86MB)

Зиновьева Наталия Викторовна-

директор МБОУ СОШ № 4 г. Лермонтова- участник  краевого конкурса «Директор школы Ставрополья» в 2018 году

 

Пожелание самому себе:

 что мне нужно сделать для роста эффективности моей школы.

Я участвую в конкурсе «Директор школы Ставрополья – 2018». Неожиданно для меня…

Неожиданно, потому что больше всего на свете не люблю рассказывать о себе, о своей работе и стараюсь избегать ситуаций, когда хвалят или благодарят меня, но горжусь достижениями учеников и коллег. Не люблю,  потому что все, что я делаю,  делаю потому, что считаю нужным, потому, что не могу иначе… Сегодня я должна написать пожелание самой себе.

У нас в школе есть традиция: все выпускники 11 класса пишут письма в будущее, где они рассказывают, как проживут ближайшие пять лет. Их «Письмо в будущее» передается на хранение в школьный музей. Пять лет пролетает незаметно, на встрече выпускников ( они у нас до сих пор проводятся) это послание распечатывают, и выпускники с нежной грустью перечитывают свои письма. Вот и я пишу пожелание.

В школе жизнь кипит постоянно: дети учат уроки. Готовятся к конкурсам и олимпиадам, репетируют творческие номера, соревнуются. Учителя, мои коллеги и единомышленники, вместе с детьми исследуют, творят, участвуют в конкурсах, пишут проекты, выигрывают. Дворник готовит клумбы к зиме, персонал создает ежедневный уют… Шестьсот тридцать семь учащихся и пятьдесят три сотрудника – это наша школа, а я ее директор.

Стаж моей педагогической деятельности – двадцать девять лет, а со школой №4 города Лермонтова связана практически вся моя жизнь. Я пришла сюда ученицей, потом учителем русского языка и литературы, была заместителем директора по воспитательной работе. Мой педагогический опыт достаточно богат, как педагог я вполне состоялась. Поэтому, когда возникла необходимость, меня назначили директором школы.

Началось время вопросов и поисков ответов на них. Современный руководитель – это педагог, менеджер, психоаналитик, чиновник? Какими принципами руководствоваться?  Чего хочется достигнуть? Как стать эффективным руководителем? Что нужно сделать для роста эффективности школы?

Проработав в должности директора школы семь лет, мне кажется, я нашла ответы на некоторые вопросы. Авторитет школы начинается с руководителя. Эффективный руководитель умен, по-настоящему образован, эрудирован, всегда в развитии. Он разумен, прекрасно знает свои цели и у него развит самоконтроль. У него глубокие чувства и яркие эмоции, но он владеет своими эмоциями, а не эмоции им. Руководитель умеет смотреть на все отстраненно и видеть далекие перспективы. Он уверен в себе, есть смелость ценить себя и заявлять свои желания, он смеет быть требовательным, умеет настаивать на своих законных интересах. Он лидер, но умеет быть им так тактично и скорее скрыто, что люди рядом с ним всегда будут чувствовать себя уважаемыми и значимыми. Он умеет поднимать самооценку людей, поддерживать их лучшие стремления. Эффективный руководитель всегда в хорошем настроении, приветлив, и даже в трудных ситуациях для него характерно сожаление вместо недовольства. Для эффективного руководителя нет кошмара и ужаса, истерик и импульсивных реакций, есть выдержка и терпимость, спокойствие и эффективность. Такой руководитель способен олицетворять собой авторитетность учреждения, его высокий профессиональный статус, готов служить «визитной карточкой» своего учреждения.

Эффективный руководитель компетентен. Компетентность – не просто знание чего-то, это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области. Важно помнить, что компетентность – это не абсолют. Всегда есть чему учиться, ведь время не стоит на месте и мир быстро меняется. И здесь немаловажно уметь наблюдать, чтобы не погрязнуть в уже неэффективном прошлом, а идти в ногу с новыми технологиями и побеждать.

Мне кажется, главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом.

Эффективный руководитель – безусловный лидер, а лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Оптимист уверен, что люди всегда готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию.

Но в то же время нужно спокойно выполнять и повседневную , «рутинную» работу:  непосредственные управленческие функции, такие, как планирование, организация, регулирование, контроль деятельности, изучение различных технологий и др.

Эффективный руководитель – обладатель творческого мышления: для человека с творческим мышлением характерна высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высокоразвитые способности к анализу и синтезу. Главной особенностью такого мышления является хорошо развитая интуиция, т.е. мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения. Интуиция всегда входит важной составляющей в практику управления, и особенно важна ее роль в прогнозировании событий, в мыслительном процессе от гипотезы до принятия решения. С интуицией связан еще один не маловажный психологический феномен – эмпатия, взаимное реагирование и восприятие, одно из проявлений которой заключается в понимании хода мыслей собеседника или даже настроения группы лиц.

Лидер должен быть смелым.  Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но лидер никогда не делает это необоснованно. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окажется неудачей, то руководитель не возложит вину на этого человека и не потеряет веру в него.

Лидер ценит свои навыки и знания. Руководителю, по моему мнению,  необходима уверенность в себе без заносчивости, без высокомерия.

Эффективный руководитель справедлив, вежлив, порядочен, честен.

Моему становлению как руководителя помогла философия коучинга, определенная мной следующими фразами:

– каждый человек может все, что захочет,

– каждый человек знает, чего он хочет,

– каждый человек отвечает за то, что происходит в его жизни,

– хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.

Именно в этот период моим главным девизом стали слова: естественной потребностью каждого человека является достижение совершенства, в том числе и в работе. Если над ним  осуществлять правильное руководство и поощрять его, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

Так что же пожелать  мне самой себе? Казалось бы, все и так прекрасно: школа – победитель  приоритетного национального проекта «Образование», внесена в 2013 году в национальный реестр «Ведущие  образовательные учреждения России», лауреат – победитель Всероссийской выставки образовательных учреждений, проходившей в период с 25 ноября 2016 года по 15 января 2017 г., лауреат – победитель Всероссийской открытой Интернет выставки-смотра образовательных учреждений: от детского сада до университета, проходившей в период с 10 мая по 2 июня 2017 г. Школа – участник программы «Ученическое самоуправление», награждена дипломом за активную поддержку и развитие социальных, творческих и гражданских инициатив в среде учащейся молодежи Ставропольского края, учителя школы победители и призеры всероссийских,  краевых и муниципальных конкурсов педагогического мастерства. Но я понимаю, что этого недостаточно, нужно продолжать совершенствоваться самой и вести за собой школу, быть открытой ко всему новому, помнить, что школа – это территория личностного роста учителя и ученика, а моя задача – создать такие условия, чтобы все участники образовательного процесса могли наиболее полно раскрыть и реализовать себя.

А еще для меня очень важно не потерять умения удивляться. Становясь опытными, руководители часто утрачивают эту способность. Именно это может стать ключевой проблемой для повышения эффективности школы. Опытные руководители часто боятся показать, что их что-то заинтересовало, чтобы выглядеть умудренными. Самому себе кажется, что многое знаешь, много повидал, ничто не может удивить. И напрасно: умение удивляться помогает человеку в познании окружающего мира. Руководитель, который умеет удивляться, не может быть костным, он не ограничен в своих представлениях, он способен к продуктивному сотрудничеству и партнерству с другими людьми. Умение удивляться – признак молодости души. Именно эта черта так необходима эффективному руководителю, возглавляющему эффективную школу.

Пожелаю себе следовать собственному рецепту эффективного руководителя, чтобы каждый раз могла цитировать собственные слова: «Школа для меня не работа, школа – моя стихия, мой мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия. На мой взгляд, все самое важное еще только начинается, и впереди так много нового, интересного и непознанного, впереди целая жизнь. Ведь я – директор школы».

…А вокруг кипит шумная, яркая, разноцветная школьная жизнь со своими проблемами и заботами, со своими радостями и огорчениями, со своими успехами и достижениями. И я рада, что являюсь частью этой жизни.